Кодификатор по обществознанию. ЕГЭ - 2019 год

(Перейти к кодификатору)

Кодификатор по обществознанию. ОГЭ - 2019 год

(Перейти к кодификатору)

Пользовательский поиск

ЕГЭ

Наука. Основные особенности научного мышления.

Естественные и социально-гуманитарные науки


ОГЭ

Наука в жизни современного общества


Каталог материалов


Лекции
Схемы
Видеоматериалы
Проверь себя!

Лекции

Наука: понятие, отличительные черты, функции, классификация.

Наука— сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных об окружающем мире. Наука — это также деятельность, направленная на получение новых знаний, преобразующих мир и обогащающих духовный мир человека.
Термин наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.
1. Наука как социальный институт— система организаций, учреж­дений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность. (например: НИИ, вузы, академии наук и др.)
2. Наука как духовное производство - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) — совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии
3. Наука как система знаний - упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме (понятия, законы, теории)
Отличительные черты науки:

1. Обоснованность - любое утверждение, принимаемое наукой, должно иметь свое доказательство.
2. Универсальность - знание, полученное в одной области, должно быть применимо ко всем подобным.
3. Системность - научные знания упорядочены, выражаются в форме теории.
4. Объективность - наука стремиться к объективному, не зависящему от воли познающего субъекта, знанию.
5. Безграничность - наука постоянно развивается, любая теория не претендует на абсолютность и может быть опровергнута.
6. Терминологический аппарат - научные понятия, зафиксирован­ные на теоретическом уровне.
7. Математизация и формализация - точность в науке достигается за счет использования формализованных языков и языка математики.
Функции науки

1. Познавательно- объяснительная - описание и объяснение окружающего мира, общества и человека (реализуется, в основном, в фундаментальных науках).
2. Практически-действенная - участие в преобразующей деятельности общества (реализуется, в основном, в прикладных науках).
3. Прогностическая - предсказание явлений в будущем.
4. Социальная - содействие в развитии общества.
5. Культурно-мировоззренческая - формирование научного миро­воззрения.
Классификация наук

Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.
Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.(к ним относятся: физика, биология, химия, география, астрономия, геология. Но часто сферы их исследований пересекаются, формируя на стыках новые науки – биохимию, геофизику, геохимию, астрофизику и другие.)
Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры (это история, культурология, филология, лингвистика, юриспруденция, социология, политология, социология, экономическая география и другие)
Также выделяют науки по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные науки глубоко погружаются в объект исследова­ния и дают основу прикладным наукам.
Прикладные науки применяют свои знания на практике.

Вернуться к каталогу материалов


Научное познание: уровни, особенности, формы, методы.


Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания

1. Особые (научные) методы познания окружающего мира.
2. Стремление к объективности и достоверности: изучить мир таким, какой он есть, независимо от человека.
3. Подверженность рациональной критике, проверяемость.
4. Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Основные формы эмпирического познания

Научный факт (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Основные формы теоретического познания

Проблема (от греч. problema — задача) — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Гипотеза (от греч. hypothesis — основа, предположение) — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. Любая гипотеза нуждается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке и призвана, в первую очередь, объяснить факты, противоречащие существующей научной теории.
Теория (от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.
Научное познание осуществляется при помощи целой совокупности различных научных методов.
Эмпирические методы научного познания

Наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение опирается на чувственное познание. Объектом наблюдения являются не только предметы внешнего мира. Наблюдения должны приводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний субъекта; они должны давать объективную информацию.
Эксперимент — обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход их протекания. Эксперимент осуществляется или непосредственным воздействием на изучаемый процесс, или изменением условий его протекания. Результаты эксперимента строго фиксируются и контролируются. Повторение эксперимента обеспечивает возможность сравнения полученных учёным результатов.
Теоретические методы научного познания

Исторический метод — связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.
Логический метод — связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса.
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен. Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.
Формализация (от лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.
Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.
С переходом к Новому времени начинается становление естественных наук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы.
Универсальные (общенаучные) методы исследования

Анализ — метод, основанный на разделении изучаемого объекта на составные части с целью их изучения;
Синтез — противоположный анализу метод, заключающийся в объединении ранее выделенных составных частей в единое целое. Синтез используется для получения знаний о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют составные части в одно целое;
Дедукция — метод, основанный на переходе от общего знания к частному;
Индукция — метод, основанный на переходе от частного знания к общему;
Аналогия — метод, с помощью которого на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигается гипотеза об их сходстве и в других отношениях;
Моделирование метод, с помощью которого характеристики исследуемого объекта воспроизводятся на другой, специально созданной модели;
Абстрагирование — метод мысленного выделения отдельных признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременное отвлечение от других свойств, признаков и отношений, которые ученый считает несущественными;
Идеализация — метод, с помощью которого учёный мысленно создает абстрактные объекты, не существующие в действительности.

Вернуться к каталогу материалов


Схемы

Схема "Уровни научного познания"

?

Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов


    Видеоматериалы

    Наука (InternetUrok.ru)


    Домашняя школа на InternetUrok.ru


  • Вернуться к каталогу материалов


    Научное познание.. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов

    Проверь себя!

    Задание на установление соответствия


    Установите соответствие между уровнями научного познания и их составляющими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ?

    Ответ

    12122

    Вернуться к каталогу материалов

    Задание на выбор верных позиций из списка


    Найдите в приведённом ниже списке теоретические методы научного познания и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

    ?

    Ответ

    345

    Вернуться к каталогу материалов

    Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"

  • Онлайн тестирование "Образование"

    (для перехода к тестированию в режиме онлайн, нажмите на изображение или на ссылку перехода, расположенную ниже) Перейти к онлайн тестированию
    Перейти к онлайн тестированию "Образование"

    Вернуться к каталогу материалов


    Поиск на Историк.RU
    Пользовательский поиск

    Ваш репетитор

    Если у вас есть вопросы и пожелания, напишите в комментариях !

    Новости Историк.RU

    Реклама

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9