Кодификатор по обществознанию. ЕГЭ - 2019 год

(Перейти к кодификатору)

Кодификатор по обществознанию. ОГЭ - 2019 год

(Перейти к кодификатору)

Пользовательский поиск

ЕГЭ

Природное и общественное в человеке.

(Человек как результат биологической

и социокультурной эволюции.)


ОГЭ

Биологическое и социальное в человеке


Каталог материалов


Основные понятия
Лекции
Схемы
Решение различных заданий ЕГЭ с комментариями (видео)
Видеоматериалы
Проверь себя! Образцы заданий.
    Источники для самоподготовки

    Основные понятия

    Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


    антропосоциогенез

    - процесс происхождения, становления и эволюции человека в контексте общественного развития.

    антропогенез

    - теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения.

    социогенез

    - теория происхождения и развития сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях.

    гоминиды

    - семейство отряда приматов, включающее человека современного типа и ископаемых людей: питекантропов, неандертальцев и т.п. общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

    индивид

    - человек как представитель общества и человеческого рода

    индивидуальность

    - специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожденные, так и приобретенные в обществе).

    личность

    - субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, качеств, которые он реализует в общественной жизни.

    сознание

    - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми, навыками предметных действий.

    одаренность

    - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задач и условий жизни.

    интеллектуальный коэффициент (IQ)

    - количественная оценка уровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития): уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека (такого же или среднего возраста); в более узком смысле — отношение так называемого умственного возраста к истинному хронологическому возрасту данного лица (индивида).

    способности

    - это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной).

    специальные способности

    - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.

    талант

    - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.

    гениальность

    - (от лат. genius — дух) — необычайно высокие интеллектуальные способности. Высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний.

    социализация

    - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.

    задатки

    - анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

    Вернуться к каталогу материалов


    Лекции

    Человек как существо биосоциальное

    Человек - особое звено в развитии живых организмов на Земле.
    Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное (лат. socialis — общественный) в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
    Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
    Человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача. целого комплекса наук. В философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях.
    Г. В. Плеханов писал, что человек это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального.
    Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода.
    Первый - это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуралистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям.
    Второй подход при рассмотрении проблемы человека - это признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.
    Конечно, человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек - это явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении, человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. На понимание сущности человека очень большое влияние оказывала и оказывает в настоящее время не только философия, как религия.
    Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир - вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности.
    Таким образом, биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
    Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
    Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

    Вернуться к каталогу материалов

    Гипотезы о происхождении человека


    1. Креационизм (религиозная теория, божественная, теологическая), (от лат. creatio – сотворение). Подразумевает божественное происхождение человека. Религиозное учение о сотворении человечества, планеты Земля, жизни, а также мира в целом богом из ничего (иудаизм, христианство, ислам и т.д.).
    2. Эволюционизм (теория эволюции Чарльза Дарвина). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
    3. Трудовая теория антропогенеза (естественнонаучная, материалистическая теория Ф. Энгельса). Изложена в основных трудах Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876); «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Теория Дарвина не давала ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира. Энгельс считал, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
    4. Теория внешнего вмешательства (теория палеовизита). Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте (теория палеовизита) считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время. Более сложные варианты: а) скрещивание иномирян с предками людей; б) порождение человека разумного методами генной инженерии; в) создание первых людей гомункулярным способом; г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума; д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.
    5. Катастрофизм (система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий приводящих к массовому вымиранию организмов). Возможные катаклизмы: изменение климата; трещина в земной коре (радиоактивное излучение); смена магнитных полюсов; взрыв сверхновой звезды (Крабовидная туманность) = (жёсткое гамма-излучение); эффект Джанибекова; столкновение с Землёй астероида; тепловой стресс; падение метеоритов; столкновение кометы с Землёй; извержения вулканов.
    6. Телеологизм. (Телеология – (от греч. telos – результат, цель и logos – слово, учение) – философское учение об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.)
    Разновидности телеологизма:
    Антропный принцип – (греч. anthropos – человек) – один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных – постоянной Планка, скорости света, массы протона и электрона и др.). Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных (при неизменности остальных параметров и сохранении всех физических законов), то стало бы невозможным существование тех или иных физических объектов – ядер, атомов и т. д. Например, если уменьшить массу протона всего на 30%, то в нашем физическом мире отсутствовали бы любые атомы, кроме атомов водорода, и жизнь стала бы невозможной.
    Номогенез (от греч. nomos – закон и ...генез) – эволюционная концепция о внутренней запрограммированности развития живой природы (Л. С. Берг).
    Ортогенез (от греч. orthos - прямой и ...генез) (ортоэволюция) – теория развития живой природы, утверждающая, что эволюция организмов происходит в строго определенном направлении (подобно росту кристаллов в строго определенных плоскостях). Признает идею изначальной целесообразности в природе.

    Вернуться к каталогу материалов

    Основные отличия человека от животного

    Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.
    Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности: - моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли; - обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов; - выражает ценностное отношение к действительности.
    Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
    Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру.
    Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
    Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
    Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
    Подведем итоги. Основные отличия человека от животного:

    1. Способность производить орудия труда, использовать их.
    2. Способность мыслить и обладать членораздельной речью.
    3. Способность к целенаправленной творческой деятельности: преобразование окружающего мира, создание того, чего в природе не существует, — так называемой «второй природы», совершенствование самого себя.

    Информация к размышлению:
    В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек — 2 лет и 7?8 лет. В одной из деревень штата Западный Бенгал он услышал рассказ о лесных духах, которые появляются временами вблизи крестьянских хижин. Очевидцы самым серьёзным образом утверждали, что эти духи похожи на людей, но бегают на четырёх ногах. Выслушав несколько десятков человек, Синг как человек любознательный и несуеверный пришёл к выводу, что за рассказами о «духах» кроется вполне реальное явление. Один из крестьян указал ему место, где «лесные духи» появляются чаще всего. Синг организовал там засаду и увидел невероятное: сначала появились три волка и два волчонка, а за ними неторопливо прошествовали два человекоподобных существа. Как и волки, они шли на четырех лапах.
    Чтобы всё выяснить до конца, Синг решил проникнуть в волчье логово, где обитала эта необычная семья. Перепугавшись, крестьяне, сопровождавшие пастора, отказались ему помогать. И лишь через неделю, уговорив охотников, Синг подошёл к логову. Два взрослых волка сразу же убежали, а волчица осталась, чтобы защищать своих детей до конца. Пришлось её застрелить. В логове нашли двух волчат и двух одичавших девочек. Старшей на вид можно было дать лет семь?восемь, а младшей — около двух. Младшая, Амала, вскоре умерла, а Камала дожила до 17 лет. Пастор Синг подробно, день за днём, в течение девяти лет описывал её жизнь. Вот лишь некоторые факты.
    Камала очень боялась солнечного света и огня. В качестве пищи признавала только сырое мясо. Ходила на четвереньках. Днём девочка обычно спала, а ночью бродила по дому. В первые дни своего пребывания среди людей «сёстры-волчицы» каждую ночь постоянно выли, причем их вой повторялся через правильные промежутки времени — около десяти часов вечера, в час ночи и в четыре часа утра.
    «Очеловечивание» Камалы проходило с большим трудом. Очень долго она не признавала никакой одежды, срывая с себя всё, что пробовали на неё надеть. С особым упорством и страхом сопротивлялась мытью. Лишь через два года жизни среди людей Камалу приучили стоять и ходить на двух ногах, однако когда ей хотелось передвигаться побыстрее, она всё равно становилась на четвереньки.
    Постепенно Камала привыкла спать по ночам, есть руками, а не рвать еду зубами, пить из стакана. Труднее всего было обучить одичавшую девочку человеческой речи. Даже через семь лет после того, как Камалу забрали из волчьего логова, она понимала всего около 45 слов. К 15 годам умственное развитие «волчьей воспитанницы» соответствовало развитию двухлетнего ребёнка, а к 17 — четырёхлетнего.
    Всего же науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками, 5 — медведями, 1 — павианами, другими породами обезьян — не менее 10 случаев, 1 ребёнок был вскормлен леопардом, 1 — овцой.

    Вернуться к каталогу материалов

    Антропогенез и социогенез

    Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis – происхождение)
    1) процесс выделения человека из мира животных;
    2) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
    Периодизация антропогенеза.
    Археологическая (технологическая) периодизация.
    1) Палеолит (от греч. palaios – древний и lithos – камень) – ранний, древнейший период каменного века. Делится на ранний, или нижний, палеолит (около 2 млн. лет назад – до 35 тыс. лет назад) и поздний, или верхний, палеолит (35 – 10 тыс. лет назад). Поздний палеолит – время существования человека современного типа (неоантропов).
    2) Мезолит (от греч. mesos средний, промежуточный и litos камень) – средний каменный век, период между концом палеолита и распространением неолитического типа экономики. Мезолитическая эпоха началась примерно 10 тыс. лет назад, но время ее существования различно в разных регионах.
    3) Неолит (от греч. nео новый и litos камень) – новый каменный век, период (ок. 8 – 3-го тыс. до н. э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство).
    Социологическая периодизация.
    1) Первобытное человеческое стадо – небольшой непостоянный коллектив древнейших людей; название начального этапа первобытнообщинного строя, его дородовой стадии (от 3 – 2,5 млн лет назад до 40-35 тыс. лет назад).
    2) Род (родовая община) – коллектив родственников, живших и трудившихся сообща и имевших общее имущество. Первая специфически человеческая форма объединения людей (40-35 тыс. лет назад – 10-5 тыс. лет назад).
    3) Соседская (сельская) община – форма объединения людей на основе не производственных, а территориальных связей, совместно владеющих землей, но уже имевших свое отдельное хозяйство; третий (последний) этап в истории первобытнообщинного строя, сменивший родовую общину X-V тыс. лет назад.
    Период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез) - это неразрывно связанные стороны единого процесса - антропосоциогенеза, который продолжался в течение более 3 млн. лет.

    Способности, одаренность, талант

    Понятие одаренности не получило общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна:
    Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задач и условий жизни.
    Несмотря на критику, в частности, со стороны английского психолога Ч. Спирмена, который направил свои возражения против "приспособления" и теологичности, определение, данное В. Штерн, остается ведущим в современной трактовке проблемы одаренности.
    Одаренность - это как бы природный дар, то наследственно обусловленное. Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всем жизнью человека и потому оказывается на разных этапах ее развития.
    Природные задатки организма сами по себе не детерминируются однозначно одаренности человека. Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности. Однако если одаренность выражает внутренние особенности личности, то к ней в полной мере можно отнести концептуальное положение о том, что внутреннее всегда опосредствованное внешним и неотделимо от него.
    Одаренность проявляется лишь через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Оно выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит эта деятельность. Для динамики одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, например требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими.
    Специальная одаренность определяется соотношениям внутренних психических условий с требованиями специальных видов деятельности. Это соотношение является не только абстрактным, но и реальной связью, что обусловливает формирование одаренности. Специальные способности определяются наклоном до отдельных специальных видов деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, что соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.
    В литературе, посвященной проблеме одаренности, вопрос о общей и специальной одаренности является наиболее дискуссионным.
    Ч. Спирмен отстаивает положение о существовании общей одаренности в своей теории "двух факторов", рассматривая ее как "общий фактор (general factor) наряду со специальными способностями. Существование общей одаренности признают также В. Штерн, Э. Мейман и др.Наиболее решительными оппонентами этой точки зрения являются Т. Циген, Э. Торндайк, т.е. представители ассоциативной психологии.
    Общей способности интеллекта или одаренности, не существует, утверждает Т. Циген. Под понятием одаренность следует понимать определенные интеллектуальные задатки, память с ее многочисленными подвидами, образование понятий и так называемое "комбинирование". Одаренность, таким образом, разлагается на особенности ряда функций. Существуют не только специальные способности, но и общая одаренность в специальных способностях (С. Л. Рубинштейн). При определении одаренности достигнутый уровень или результат развития должен соотноситься с условиями развития.
    С целью установления соотношения умственного возраста и хронологического В. Штерн ввел понятие интеллектуального коэффициента (IQ). Это попытка определить не просто уровень одаренности, но и темп развития. Однако по сути IQ устанавливает лишь уровень развития, достигнутый на определенном его этапе. Вместе с тем практическое значение измерения одаренности заключается в том, чтобы иметь возможность прогнозировать дальнейшее развитие, притом в соотношении с условиями жизнедеятельности.
    В психологическом учении о личности, способности и одаренность выступают как важные составляющие общей структуры личности, связанные с характером и темпераментом, направленностью индивидуально-психического развития в процессе воспитания и общественно практичной деятельности. Естественной основой индивидуально-психических различий и особенностей является тип нервной системы и специальные типы высшей нервной деятельности человека.
    Специальные способности определяются теми объективными требованиями, которые ставит перед человеком определенная отрасль производства, культуры, искусства и т.д. Каждая специальная способность представляет собой синтез определенных свойств личности, образующих ее готовность к активной и продуктивной деятельности.
    Способности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Специальные способности составляют продукт развития специальных видов деятельности, которые имеют ведущее значение в общем развитии личности. Продуктом общего развития является одаренность, которую С. Л. Рубинштейн называет "общей способностью.
    Таким образом, с вопросом о соотношении одаренности и специальных способностей стоит еще более фундаментальная проблема - проблема соотношения общего и специального развития, решение которой имеет важное значение для детской педагогической психологии.
    В генетическом плане соотношения между общим и специальным развитием, а соответственно - между одаренностью и специальными способностями - с возрастом меняется. Применение каждого из этих психологических понятий является правомерным, однако не следует забывать о их относительном характере, ведь специальные способности как генетически, так и структурно связаны с одаренностью, а одаренность конкретно проявляется в специальных способностях и развивается в них.
    Одаренность является своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Понимание одаренности существенно зависит от того, какой вес предоставляется тем или иным видам деятельности и что понимают под успешным выполнением каждой конкретной деятельности.
    Ученый отмечает, что понятие одаренности традиционно рассматривается главным образом как понятие количественное, качественный подход к одаренности ограничивается тем, что выясняется, о которой одаренности идет речь, о так называемой общей или специальной. По каждому из видов специальной одаренности вопрос ставится так: насколько велика эта одаренность в том или ином человеке, ее уровень? Примером такого количественного подхода к проблеме одаренности является теория Ч. Спирмена, согласно которой "умственная одаренность" определяется количеством "умственной энергии".
    Одаренность и способности людей отличаются не количественно, а качественно. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одаренный в одной сфере, другой - в другой, но и в уровне сформированности одаренности.
    Поиск в способностях качественных отличий - важная задача психологии. Цель исследования одаренности состоит не в ранжировании людей за ее уровнем, а в разработке способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основной вопрос не в том, насколько одаренная или способные конкретный человек, а в том, каковы одаренность, способности этого человека.
    Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.
    Талант - это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.
    Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.
    Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу.
    Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве.
    Гениальность высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний.
    Для гения характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.
    Источник:Основы психологии, общая психология!

    Вернуться к каталогу материалов

    Социализация личности

    Понятие «личность» употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации.
    Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.
    Различают следующие этапы социализации:
    начальный — семья, детские дошкольные учреждения;
    средний — школа;
    завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д..
    Более распространённой является разделение на первичную (до формирования зрелой личности) и вторичную социализацию.
    На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации — разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
    Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.
    Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д.
    Институты социализации это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные.
    Первичными институтами социализации могут быть семья, школа, вуз, вторичными — СМИ, армия, церковь.
    Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере социальных отношений

    Вернуться к каталогу материалов

    Понятие «личность»

    Понятие «личность» — подчёркивает сознательно-волевое начало. Слово «личность» («persona») первоначально обозначало маску, которую надевал античный актёр. Затем оно стало означать персонаж (сам актёр и его роль). У римлян слово «persona» употреблялось как с указанием определённой социальной функции, так и роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя).
    Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют лишь в той или иной степени. В личности интересны сами поступки.

    Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся ли он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Нравственные основы личности могут быть различными. Например, в эпоху Возрождения, реформации церкви Мартин Лютер заявлял: «На том стою и не могу иначе» — это начало становления исторического типа личности. Первое философски обобщённое изображение структуры такого поведения дал Кант: «Самодисциплина, самообладание, способность быть господином самому себе… автономия».

    1938 год — венский психиатр Бруно Беттельгейм был заключен в концлагерь. В течение двух лет он писал книгу в уме, где анализировал поведение людей в условиях концлагеря. В 1960 году его книга вышла в свет под названием «Просвещённое сердце», где автор определял, что цель концлагеря — ампутация личности в человеке, формирование идеального заключённого. Этой цели фашисты добивались фанатично. В массе случаев они добивались того, к чему стремились. Но… «идеальный заключённый», как правило, оказывался совершенно нежизнеспособным существом. После ампутации личности в нём разрушались такие качества, как индивидуальность и индивид, атрофировались способности, затухала память, притуплялся инстинкт самосохранения. «Идеальный заключённый» был голоден, но не испытывал голода, двигался машинально, безропотно, слабел и… умирал.

    Один из заключённых «старожилов» рассказал правила: заставляя себя, ешь каждый раз, спи или читай, если выпала свободная минута, непременно чисть зубы по утрам. Смысл правил — делать не предписанное, к чему начальство тебя не принуждает. В данном случае чистка зубов — поступок… Чтобы не вымереть, надо перестать бояться неминуемой насильственной смерти, самому выбрать то, за что тебя однажды казнят.

    Беттельгейм выявил: нравственность — не просто средство общественного регулирования индивидуального поведения, это средство персонального выживания самого индивида. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей, начинается общая деградация человека.

    Вернуться к каталогу материалов

    Схемы

    Схема "Человек — биосоциальное существо"

    ?

    Источник: «Обществознание. ЕГЭ-учебник. 10-11 классы» П. А. Баранов, С. В. Шевченко

    Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»

    Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»

    Скачать ознакомительную версию книги можно на сайте «IST-IV.RU»


    Вернуться к каталогу материалов


    Схема "Характеристики человека"

    ? ?

    Источник: «Обществознание. ЕГЭ-учебник. 10-11 классы» П. А. Баранов, С. В. Шевченко

    Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»

    Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»

    Скачать ознакомительную версию книги можно на сайте «IST-IV.RU»


    Вернуться к каталогу материалов

    Схема "Основные отличия человека от животных"

    ?

    Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"

  • Вернуться к каталогу материалов



    Решение различных заданий ЕГЭ с комментариями. № 4. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

    Задание № 4
    ?

    Решение задания № 4

    Вернуться к каталогу материалов


    Видеоматериалы

    Происхождение человека и общества (InternetUrok.ru)


    Домашняя школа на InternetUrok.ru


  • Вернуться к каталогу материалов


    Человек, индивид, личность (InternetUrok.ru)


    Домашняя школа на InternetUrok.ru


  • Вернуться к каталогу материалов


    Человек (индивид, индивидуальность, личность). Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"



  • Проверь себя! Образцы заданий.

    Задание на поиск черт сходства и отличий


    В приведённом списке указаны черты сходства человека и животного и черты отличия человека от животного. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства (2), а затем — черт отличия (2).

    ?

    Ответ

    1324

    Вернуться к каталогу материалов


    Онлайн тестирование "Природное и общественное в человеке"

    (для перехода к тестированию в режиме онлайн, нажмите на изображение или на ссылку перехода, расположенную ниже) Перейти к онлайн тестированию
    Перейти к онлайн тестированию "Природное и общественное в человеке"

    Вернуться к каталогу материалов

    Темы для эссе

    «Даже самый удалённый от общества отшельник обусловлен в своей духовной жизни обществом, которое его создало».

    (В. Виндельбанд)

    «Общество неспособно чувствовать, лишь индивиды могут быть счастливы или несчастны».

    (В. Виндельбанд)

    «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей; импульс деградирует, если не получает сочувствия от всего общества».

    (У. Джеймс)

    «С прогрессом культуры растёт дифференциация между индивидуумами и увеличивается приближение к чужому роду».

    (Г. Зиммель)

    «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо, и поскольку даже в самых сложных жизненных испытаниях он не теряет лица».

    (С. Рубинштейн)

    ««Личность — субъект поступания».».

    (М. Бахтин)

    Вернуться к каталогу материалов

    Материалы для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

    Обществознание. ЕГЭ-учебник. 10-11 классы» П. А. Баранов, С. В. Шевченко Обществознание. ЕГЭ-учебник. 10-11 классы» П. А. Баранов. Купить полную версию книги


    Вернуться к каталогу материалов

    Интернет источники

    - Ю.А. Давыдова "Обществознание. Интернет-курс для подготовки к ЕГЭ"

    - Подготовка к ЕГЭ по обществознанию онлайн


    Вернуться к каталогу материалов


    Поиск на Историк.RU
    Пользовательский поиск

    Ваш репетитор

    Если у вас есть вопросы и пожелания, напишите в комментариях !

Новости Историк.RU

Реклама

1

2

3

4

5

6

7

8

9