Кодификатор по обществознанию. ЕГЭ - 2019 год

(Перейти к кодификатору)

Кодификатор по обществознанию. ОГЭ - 2019 год

(Перейти к кодификатору)

Пользовательский поиск

ЕГЭ

Системное строение общества:

элементы и подсистемы


ОГЭ

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь


Каталог материалов


Лекции

Образцы заданий


Лекции

Общество как форма жизнедеятельности людей

Общество в широком смысле:

1. Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

2. Всё человечество в прошлом, современности и перспективе.

Общество в узком смысле:

1. Совокупность людей, объединённых для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности (например, спортивное общество, «Друзья леса»).

2. Определённый этап исторического развития человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество).


?

Сущность общества кроется в отношениях, в которые вступают люди друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Общественные отношения— многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).


Вернуться к каталогу материалов

Общество как система

Общество характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов, или подсистем.

Основными подсистемами общества принято считать четыре сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании.

Критерием выделения данных сфер служат базовые потребности человека. Подобное разграничение является условным, но традиционно используется.

Признаки общества как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системы:

1. Наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер);

2. Постоянное видоизменение, динамичность, незавершённость (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие);

3. Наличие своих субъективных законов исторического развития;

4. Непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития;

5. Способность преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу;

6. несводимость только к людям, т. к. человек в процессе своей деятельности создает вне- и надиндивидуальные формы, связи и отношения;

7. самодостаточность, т. е. способность совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования.


Вернуться к каталогу материалов

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

Сферы (области) жизни — взаимодействующие части общества, главные её составляющие.

Каждая сфера включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.


?

Все четыре сферы жизни общества взаимодействуют друг с другом. Сбои в одной из сфер деятельности человека сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает напряженность в социальных (лат. socialis — общественный) отношениях, что, в свою очередь, ведет к кризису в политической сфере.


Вернуться к каталогу материалов

Образцы заданий

Задание на установление соответствия


Установите соответствие между социальными ситуациями и подсистемами общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

?

Ответ

3, 2, 2, 3, 1

Вернуться к каталогу материалов

Задание на выбор верных позиций из списка


Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к политической сфере общества, и запишите цифры, под которыми они указаны.

?

Ответ

1, 4

Вернуться к каталогу материалов


Поиск на Историк.RU
Пользовательский поиск

Ваш репетитор

Если у вас есть вопросы и пожелания к уроку, напишите в комментариях !

Новости Историк.RU

Реклама

1

2

3

4

5

6

7

8

9