Кодификатор по обществознанию. ЕГЭ - 2021 год

(Перейти к кодификатору)

Кодификатор по обществознанию. ОГЭ - 2021 год

(Перейти к кодификатору)

Пользовательский поиск

Задание № 21-24

ЕГЭ по обществознанию

Работа с текстом


Каталог материалов


Рекомендации
Видеоматериалы
Проверь себя!

Рекомендации

Что и каким образом оценивают в заданиях 21-24.


Задания 21-24 в ЕГЭ по обществознанию представляют собой работу с фрагментом источника социальной информации (документа) и четыре задания к нему, содержательно связанные с одним из разделов кодификатора (смотреть кодификатор по обществознанию)
Основное содержание — анализ источников. Вопросы различаются своим уровнем.
21, 22 – базовый и повышенный уровни, которые главным образом ориентированы на понимание содержание текста, умение находить в нем необходимую информацию, а также воспроизводить её с изменениями и интерпретировать текст без привлечения дополнительных знаний.
23, 24 – высокий уровень сложности, нацеливают на интерпретацию материала текста, его дополнение знаниями обществоведческой теории и социальной практики использовать информацию текста в другой познавательной ситуации, аргументировать и формулировать оценочные суждения, связанные с положениями текста.
Каждый из четырех вопросов (заданий) к документу имеет свое назначение в экзаменационной работе: (смотреть в спецификации)
Задание 21 — необходимо продемонстрировать понимание текста, например, выписать его ключевую смысловую часть или определенную проблему, которую в тексте затрагивает автор (все зависит от конкретного вопроса).Данное задание в случае точности воспроизведения оценивается в 2 балла
Это задание, нацеленное на применение знаний, полученных из текста и из курса обществознания, в конкретной жизненной ситуации, например:
"Опираясь на текст закона и знание обществоведческого курса, определите, кто будет участвовать в административных правоотношениях в случае появления несовершеннолетнего в состоянии алкогольного опьянения на стадионе. Каковы права и обязанности участников этих правоотношений?"
В данном задании требуется найти ответ в тексте. После того, как вы нашли ответ, не нужно его пытаться перефразировать и изменять. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Основная ошибка: переписывание всего абзаца. Ваш ответ должен быть конкретным и содержать именно то, что спрашивается в вопросе.
Задание 22 - Задание, требующее установления прямой связи с курсом, например:
"Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность». Как автор описывает экономическую цель фирмы? Какие средства достижения этой цели названы в тексте?"
Определение может быть найдено вами в тексте, однако, скорее всего нужно применить ваши знания и дать определение самостоятельно. Ответы на два другие вопроса из задания всегда можно найти в тексте (этот элемент задания схож с заданием 21) Задание 22 также оценивается в 2 балла
Задание 23 - является более сложным. В нем необходимо не только проинтерпритировать мысли автора, но и раскрыть их на определенных примерах или обществоведческих положениях. Порой необходим широкий кругозор, которым вы пользуетесь в обыденной жизни, поскольку иллюстрация отдельных положений текста не может быть успешна без развитого опыта общественной жизни. Как правило данное задание успешно выполняют те, кто много времени тратит на ознакомление с современыми событиями, процессами, явлениями через новости, социальные сети или другие массовые медиа.
Задание, связанное с интерпретацией авторской фразы, например:
"Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих источников (путей). (Сначала указывайте источник (путь), затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.)"
В данном задании от вас требуется сначала воспользовавшись текстом выписать необходимую информацию, а затем самостоятельно (не из текста) привести примеры. То есть, нужно сначала проанализировать текст, а затем, применив свои знания, сформулировать примеры.
Данное задание оценивается в 3 балла
Задание 24 - является самым сложным в разделе работы с текстом, поскольку требует развитого навыка аргументации своей или чужой точки зрения, грамотного отстаивания общественной позиции человека или группы. Необходимо уметь не только оценивать обществоведческие процессы и события, но и грамотно доказывать свою оценку. Данное задание также оценивается в 3 балла
Существует три типа задания 24:
1) Задание, нацеленное на раскрытие смысла отдельной части текста (авторской фразы);
2) Задание, требующее выражения своего собственного мнения и его аргументации;
3) Задание, нацеленное на использование теоретических знаний из курса и приведение примеров/пояснений – последние два года самый популярный тип задания, рассмотрим его подробнее.
В данном задании от вас требуется применить ваши обществоведческие знания (например, назвать три функции государства в рыночной экономике) и сформулировать пояснения.
Автор пишет, что классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три функции государства в рыночной экономике.
По материалам статьи "Как выполнять задания 21-24 в ЕГЭ-2021?". Источник Дневник ЕГЭ | Обществознание

Вернуться к каталогу материалов

Типичные ошибки при выполнении заданий по тексту


1. Не находят правильный ответ в тексте.
2. Переписывают часть текста.
3. Не выделяют требуемые положения и идеи, не могут перекомпоновать содержание текста.
4. Не умеют грамотно построить предложения, создают бессмысленные формулировки.
5. Не разводят требования (например, привести авторское мнение или собственные суждения).
6. Не конкретизируют предложенные положения на основе привлечения контекстных знаний.
7. Не приводят объяснения причин, последствий
8. Отвечают не на все требуемые вопросы задания.
9. Неаккуратно оформляют ответ: представляют неразборчивый, нечитаемый, сплошной текст.

Вернуться к каталогу материалов

Алгоритм решения заданий 21-24


- Внимательно прочитать как приведённый текст и выделить важные, на ваш взгляд, фрагменты.
- Определить тематическую принадлежность (к какому разделу курса обществознания относится: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право») приведённого текста. Такое соотнесение необходимо, поскольку часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.
- Вычленить главную идею текста: для этого ответить на вопрос: «О чём говорится в тексте?» («Чему посвящен этот текст?»).
- Прочитать вопросы.
- Выполнять задания к тексту в том порядке, в котором они представлены в экзаменационной работе : выполнить последующее задание вам будет легче, если другие уже будут сделаны.
- Определить, искать ли ответ на задание непосредственно в тексте или необходимо привлечь знания, полученные при изучении курса обществознания: внимательно прочитать формулировки заданий, в которых даны соответствующие указания: «Найдите в тексте...»; «Что говорит автор...»; «Какие признаки называет автор...»; «Опираясь на знание курса обществознания и собственный опыт, охарактеризуйте...»; «Конкретизируйте мнение автора, опираясь на знание курса обществознания...».
- Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав текст и найдя в нём ключевые фразы, подтверждающие собственные суждения и внести ответы
Совет : если возникли затруднения, не следует останавливать работу над текстом. Оценивается выполнение каждого задания, и даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элементы, заслуживающие дополнительного балла.
По материалам статьи "Как выполнять задания 21-24 в ЕГЭ-2021?". Источник Дневник ЕГЭ | Обществознание

Вернуться к каталогу материалов


Видеоматериалы

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Задания 21-24. (Вебинар для учителей)



Вернуться к каталогу материалов


Проверь себя!

Задание № 21-24 в ЕГЭ по обществознанию. Работа с текстом

?

Вопрос 1)
Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает автор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?

Ответ

1. Автор отмечает появление нового класса — «класса интеллектуалов».

2. Причина — современная информационная революция.

3. Следствием появления нового некапиталистического по своей природе доминирующего класса приведёт «к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым».


Вопрос 2)
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «революция». Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 1950-х годов в оценке последствий появления нового класса? Укажите три аргумента, которые он приводит в обоснование своей позиции.

Ответ

1. Революция — тип социальной динамики, который характеризуется резкими и скачкообразными изменениями, охватывающими все сферы общественной жизни, изменяющий основы существующего строя.

2. Нет, не разделяет.

3. Аргументы:

1) С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства.

2) В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства.

3) «Класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоёв общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев.


Вопрос 3)
Какой ещё один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор.

Ответ

1. Новый класс — это класс, «объединяющий в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве».

2. Две социальные группы, которые могут войти в данный класс:

1) Мигранты-приезжие из стран «третьего мира», которые в силу языкового барьера и низкого материального достатка не могут себе позволить высокотехнологичного образования.

2) Подростки (молодежь) из малообеспеченных семей, которым с юных лет приходится идти на неквалифицированную работу, чтобы помочь семье. В большинстве своём им не хватает ни денег, ни времени, для того чтобы получить качественное образование, и они тоже могут пополнить подобный класс.



Вопрос 4)
С опорой на текст и обществоведческие знания сформулируйте три суждения о роли информации в современном мире.

Ответ

1) В современной экономике информация становится одним из важнейших факторов производства.

2) В политической сфере информация играет важнейшую роль при управлении государством, так как, контролируя каналы распространения информации (телевидение, радио, печатные СМИ, интернет), можно манипулировать обществом.

3) Информация играет важнейшую роль в современной науке, так как большинство современных открытий делается на стыке различных дисциплин (биологии и химии, истории и географии и т. п.), и учёным необходимо постоянно обмениваться плодами своих исследований, что возможно сделать только в развитом информационном обществе.


Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"

  • Вернуться к каталогу материалов


    - Работа с текстом. Кодификатор 2.7. Основные источники финансирования бизнеса

    ?

    Вопрос 1. (21)
    Какие источники финансирования бизнеса указаны в тексте? Укажите два вида. На основе текста приведите к каждому из них по два примера.

    Ответ

    1) Виды источников:

    — внутреннего финансирования;

    — внешнего финансирования.

    2) Приведены по два примера к каждому:

    — внутреннего финансирования:

    1) нераспределённая прибыль;

    2) начисленная, но не выплаченная заработная плата;

    — внешнего финансирования

    1) средства кредиторов и акционеров;

    2) средства от выпуска облигаций или акций.


    Вопрос 2. (22)
    Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «предпринимательство». Какие два направления финансовой политики акционерной компании, не планирующей существенного расширения производства, названы в тексте? Какое существенное отличие использования внешнего финансирования от использования внутреннего финансирования рассмотрено авторами?

    Ответ

    1) Объяснение понятия, например:

    — самостоятельная инициативная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, которая осуществляется на свой страх и риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке.

    2) ответ на первый вопрос (два направления):

    — проведение определённой дивидендной политики;

    — поддержание кредитной линии банка;

    (В случае указания только одного из двух направлений ответ на первый вопрос не засчитывается при оценивании.)

    3) ответ на второй вопрос (отличие):

    — использование внешнего финансирования ставит компанию в тесную зависимость от рынка капиталов, выход на который связан с более высокими требованиями к инвестиционным планам корпорации, чем использование источников внутреннего финансирования / если корпорация привлекает из внешних ис¬точ¬ни¬ков средства, которые могут понадобиться для масштабного расширения её бизнеса, управленческие решения оказываются более сложными и требуют, соответственно, больших затрат времени.


    Вопрос 3. (23)
    Предположите, почему внешние инвесторы более скептически относятся к перспективам успеха фирмы, чем её менеджеры. Какие организации могут выступать в качестве внешних инвесторов (используя обществоведческие знания, укажите любые три типа таких организации)?

    Ответ

    1) предположение, например:

    — менеджеры не несут имущественную ответственность по долгам предприятия, их задача — привлечь инвесторов, поэтому они дают оптимистичные оценки перспектив бизнеса, а инвесторы просчитывают возможные риски, поэтому их оценки более скептические; (Могут быть высказаны другие уместные предположения.)

    2) три организации, например:

    — банки;

    — инвестиционные фонды;

    — пенсионные фонды;

    — государство.


    Вопрос 4. (24)
    Почему масштабное расширение бизнеса компании не всегда экономически целесообразно? Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения.

    Ответ

    1) в период кризиса и рецессии, когда сокращается потребительский спрос, расширение бизнеса может привести к значительным убыткам;

    2) если рынок поделён между существующими компаниями, и фирма, планирующая масштабное расширение бизнеса, не располагает конкурентными преимуществами, то расширение может привести к значительным убыткам;

    3) в ситуации финансовой нестабильности в стране, резких скачков курса национальной валюты и низких котировок «голубых фишек» масштабное расширение бизнеса с привлечением дорогих кредитов может быть экономически нецелесообразным.

    Могут быть приведены иные уместные объяснения.


    Вернуться к каталогу материалов



    Поиск на Историк.RU
    Пользовательский поиск

    Если у вас есть вопросы и пожелания, напишите в комментариях !

    Новости Историк.RU