История России. XVIII век. 8 класс

(Перейти к каталогу уроков)

Пользовательский поиск

Живопись и скульптура

После реформ Петра I и открытия «окна в Европу» кардинальным образом изменилась и русская культура. Перемены затронули и изобразительное искусство: русские художники познакомились с зарубежными «коллегами», иностранцы стали работать при дворе. Новые стили и жанры, Академия художеств и первые картинные галереи — изучаем, как развивалась русская живопись в XVIII веке.

Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции и мнения
Схемы и таблицы
Документы
Видео и аудиоматериалы
Пойдем в музей
Проверь себя!

Базовые знания

Даты/события


Вернуться к каталогу материалов


Терминология


Вернуться к каталогу материалов


Персоналии

Вернуться к каталогу материалов


Презентации

Русские меценаты. Искусство XVIII века



" target="_blank"> Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!

Вернуться к каталогу материалов


Лекции и мнения

Картина эпохи»: XVIII век в русской живописи


Европейские пенсионеры и иностранные учителя
При Петре I людей разных профессий отправляли учиться за границу, в том числе и художников. Тех, кто получал знания за государственный счет, называли пенсионерами (от слова «пенсион» — содержание на время обучения). Среди первых живописцев, уехавших за границу в 1715 году, были Иван Никитин и Андрей Матвеев. Никитин прошел обучение в Италии и, вернувшись в Россию, работал при царском дворе. Его считают одним из основателей русской портретной школы. Андрей Матвеев учился в Голландии, позже он создал первый в истории русской живописи автопортрет.
За границей русские художники погружались в европейскую культурную среду. Они знакомились с направлениями, которые уже долгое время развивались в искусстве законодательницы мод Франции, национальной живописи Англии, наследнице Ренессанса Италии и Голландии. На манере их письма отражались популярные в Европе стили: маньеризм, барокко, рококо, классицизм. Однако художникам удавалось сохранять черты, присущие русскому искусству. Так, до середины XVIII века даже на полотнах в стиле вычурных барокко и рококо были заметны элементы аскетичной парсуны.
В творчестве одного художника часто проявлялись черты разных стилей. Происходило это оттого, что в Европе русские мастера знакомились сразу и с барочными мотивами, и с зарождающимся сентиментализмом.
Пока русские живописцы учились за рубежом, ко двору приглашали иностранных художников. Они писали полотна на заказ и набирали учеников «на местах». Одними из первых прибыли в Россию в начале XVIII века француз Луи Каравак и немец Иоганн Готфрид Таннауэр. Во времена Елизаветы важную роль в искусстве сыграли братья Гроот и итальянец Пьетро Ротари. Для обозначения работ иностранных художников в России XVIII века даже появился специальный термин — россика.
Новые жанры. От портрета — к городскому пейзажу
Поток свежих идей хлынул в русскую живопись: художественные техники и приемы колористики, работа с композицией и новые жанры. В книге «История русского искусства» Игорь Грабарь писал: «С уверенностью можно сказать лишь то, что одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета». Новый жанр был связан с парсунной живописью, которая получила распространение в XVII столетии. Парсуной (от искаженного «персона») условно называли портрет, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться и более реалистичные мотивы. Художники, до этого писавшие иконы, стали обращаться к человеку и его внутреннему миру. Краски становились более яркими, а сюжеты — более светскими. В XVIII столетии — его называли «веком портретов» — появилось множество вариантов этого жанра: роскошный парадный, автопортрет и изображение на одном полотне сразу двоих людей.
С 1740-х годов стал более популярным скромный камерный портрет. Известными портретистами были Алексей Антропов и Иван Аргунов. Аргунов стал одним из первых крепостных художников, добившихся славы живописца и сумевших основать художественную династию. Его двоюродный брат и оба сына стали архитекторами и художниками.
В XVIII веке развивался не только портретный жанр. Григорий Теплов написал первый натюрморт. Антон Лосенко создал первую картину в историческом жанре. Его начинания продолжили ученики — Петр Соколов, Григорий Угрюмов и Иван Пучинов. Бытовая живопись стала заметным явлением благодаря творчеству бывшего крепостного Михаила Шибанова. Полотна о жизни русских крестьян писал Иван Ерменёв. Он был сыном конюха, окончил Академию художеств, учился в Париже. Кисти Ерменева принадлежала целая серия «Нищие».
Еще одним новшеством для XVIII века стало изображение природы и романтики города. Основоположником пейзажного жанра считается Семен Щедрин, а городского пейзажа — живописец Федор Алексеев.
Академия художеств и первые картинные галереи
В XVIII веке в корне изменилось само отношение к живописи. Работа художника становилась профессией. В эти годы появилась Академия художеств, высшее учебное заведение, где обучали изобразительным искусствам. Она была создана по примеру школ, уже существовавших в Болонье, Милане, Париже, Берлине и Вене. Изначально в Академии преподавали лишь иностранцы, поэтому воспитанникам приходилось учить языки своих наставников. Первыми выпускниками учебного заведения стали Федор Рокотов, Антон Лосенко, Василий Баженов, Иван Старов.
При Петре I появились и первые частные коллекции живописи. Полотна собирали Александр Меншиков, Борис Шереметев, князья Голицыны. Императрица Елизавета Петровна создала первые картинные галереи при дворе. И совершенно все изменилось при Екатерине II: «музеи» живописи теперь контролировали на государственном уровне. Иностранных мастеров приглашали ко двору, картины скупали через российских дипломатов за рубежом. Екатерина II собрала достойную коллекцию западноевропейского искусства. Именно на ее основе к концу века был сформирован один из богатейших фондов живописи в мире — будущий Эрмитаж.
Источник:сайт «Культура.РФ»

Вернуться к каталогу материалов

Русские меценаты. Искусство XVIII века


Правление Екатерины II. Мода на меценатство и благотворительность
Вступив на Российский престол Екатерина Великая в своем правлении во многом вдохновлялась идеями французского Просвещения. Один из ее принципов, которыми она руководствовалась — «Нужно просвещать нацию, которой должен управлять». Императрица делала для этого очень много и стала примером для своих подданных.
В ее окружении стало принято и даже модно жертвовать огромные средства на научные заведения, университеты, Академии наук, а также создавать музеи и открывать библиотеки. Например, ее сподвижница, Екатерина Дашкова, первый президент Российской Академии передала Московскому университету «богатый, собранный ею в течение 30 лет кабинет естественной истории… ценившийся в 50 тысяч рублей».
Канцлер Николай Румянцев создал общедоступную библиотеку и «завещал множество коллекций и разных редкостей для учреждения музея, который, оцененный со зданием в 2 миллиона рублей, носит его имя». Сегодня это одна из крупнейших библиотек в России и мире, знаменитая Ленинка, Российская государственная публичная библиотека. На его деньги издавались книги, он собирал и изучал летописи, финансировал ученые экспедиции и кругосветные путешествия.
Но меценатство не было просто модой и подражанием государыне. Во многих российских династиях этот род занятий передавался из поколения в поколение.
Род Строгановых. Промышленники, аристократы и меценаты
Строгановы — один из древнейших российских дворянских родов. Иван Грозный пожаловал им земли в районе Урала. Их огромное состояние было нажито солеварением в Прикамье. При Петре Первом появилась пословица «Богаче Строганова не будешь», а Екатерина II считала, что «два человека делают все возможное, чтобы разориться, и не могут». Один из этих двоих — Александр Строганов. Но часть денег династии шла на распространение образования в своих владениях и на развитие разных видов искусств.
В вотчинном строгановском хозяйстве в «иконных горницах» художники создали особый стиль иконописи получивший название строгановской школы живописи. По мнению искусствоведов это стало отдельным направлением русской иконописи. Строгановский жемчужный промысел работал на украшение окладов икон, на шитье «златотканых пелен и разнообразных вышивок на женский и мужской парадный наряд хозяев», использовался в изделиях строгановских «серебряников» — ювелиров.
Самым знаменитым из династии был Александр Сергеевич Строганов. Екатерина II считала, что он «делают все возможное, чтобы разориться, и не может». В свете и при дворе его считали чудаком и шутником, и возможно его легкий характер позволил ему быть в великолепных отношениях со всеми правителями, многих из которых ему удалось пережить. Но он был не только хлебосольным хозяином, гурманом и балагуром, Александр Строганов много сделал для отечества.
Самой большой его страстью стало коллекционирование шедевров живописи и скульптуры. Екатерина II ценила его как знатока живописи, и обращалась к нему за консультацией при приобретении картин для созданного ей «Эрмитажа».
В России в XVIII веке почти не было общественных музеев и доступных библиотек. Специально для своих коллекций Александр Сергеевич строит дворец на Невском проспекте, куда могут попасть люди, которые интересуются наукой и искусством. Он дружит и материально помогает огромному числу художников и писателей. Построил дворец Франческо Бартоломео Растрелли, создатель Зимнего дворца. Ему было запрещено выполнять заказы частных лиц, но для Строганова за его заслуги было сделано исключение,
Павел I назначил Александра Строганова директором Публичной библиотеки президентом Академии художеств. Для поддержки талантливых студентов меценат не жалел средств, в том числе он финансировал продолжение их обучения за рубежом.
В последние годы жизни Строганов продолжил дело своих предков, которые строили деревянные и каменные храмы. В возрасте 67 лет он возглавил созданную по указанию императора Павла комиссию по возведению в Петербурге Казанского собора. В столице десятилетиями в архитектуре царили иностранцы. А здесь к работали только русские мастера, от каменщика до зодчего, которым стал воспитанник графа Строганова — Андрей Воронихин.
В XIX веке Строгановы продолжили традицию меценатства. Самым ярким стал Сергей Григорьевич Строганов, среди многих славных дел которого, было основание в 1825 году Художественно-промышленной академии, которая тогда называлась «Рисовальная школа в отношении к искусствам и ремеслам», а сегодня она носит его имя и мы знаем ее как Строгановку. «Учиться там могли все, у кого был талант, в том числе дети разночинцев и крепостных. Обучение и питание там было бесплатным.
Род Демидовых
Источник богатства другой династии промышленников и меценатов тоже находился на Урале. Тульский оружейник Никита Демидов поразил Петра I своим мастерством, и царь-реформатор выше всего ценивший в людях профессионализм, отправил его в Сибирь для строительства металлургических заводов. Император не пожалел о своем решении. На Урале и Алтае Демидовы построили 25 заводов и получили за это в 1720 году для своей фамилии дворянство. В указе Берг-коллегии сказано: «Таких заводов не токмо в Швеции, но и во всей Европе не обретается».
Для того, чтобы заводы работали успешно, Демидовы стали строить школы, а их выпускники, грамотные и вооруженные техническими знаниями, пришли на производство. Богатство Демидовых стало множиться и становится баснословным.
При Екатерине II возвысился потомок первых Демидовых Никита Акинфеевич. Он старался быть в курсе всего, что происходило в мире, много читал и даже переписывался с Вольтером, хотя письма эти не сохранились, а также покровительствовал ученым и художникам, жертвовал на университет и Академию художеств, где в 1771 году на его средства была учреждена золотая медаль «3а успехи в механике».
Это был очень противоречивый человек, потому что предпринимательская и меценатская деятельность сочеталась в нем с жестокостью по отношению к рабочим и крестьянам.
Порфирия Акнифеевича Демидова (1710 — 1786) современники считали добрым чудаком, хотя в его «репертуаре» было много далеко не безобидных шуток. Возможно огромные деньги и ударяли время от времени ему в голову, и он совершал эксцентричные поступки удивлявшие и соотечественников и европейцев, но он стал знаменитым меценатом и основал первое Коммерческое училище в России.
В XIX веке следующие поколения Демидовых не перестали быть меценатами. Павел Николаевич (1798 — 1840) учредил в 1831 Демидовскую премию за «лучшие по разным частям сочинения в России» и «на издание увенчанных академиею рукописных творений». Среди лауреатов Демидовских премий врач Николай Пирогов, историки Николай Костомаров, химик Дмитрий Менделеев, физиолог Иван Сеченов, математик Пафнутий Чебышев, электротехник Борис Якоби и многие другие.
Анатолий Николаевич Демидов (1812 — 1870), женился на племяннице Наполеона Матильде де Монфор. Он широко покровительствовал наукам и искусствам, но уже почти не говорил по-русски. По его заказу Карл Брюллов написал картину «Последний день Помпеи».
Борис Шереметев и любовь к театру
Шереметевы, в отличие от Строгановых и Демидовых не были промышленниками. Это были потомственные аристократы — военные и придворные. В их роду, известном с XIV века, из поколения в поколение передавалась любовь к изящным искусствам и театру. Борис Петрович Шереметев генерал от инфантерии, сенатор, обер-камергер сын знаменитого соратника Петра Великого фельдмаршала Бориса Шереметева в фамильном поместье Кусково собрал лучшую в то время портретную галерею и открыл модный тогда домашний театр, где его сын, Николай, с детства выступал на сцене.
Николай воспитывался вместе с молодым Павлом I, а в 1769 году уехал в Голландию учиться в Лейденском университете, а так как с детства болел театром, играл на скрипке и фортепьяно и мечтал стать дирижером, то заодно узнал, как в Европе обстоит дело с театром, и балетом, и познакомился с Моцартом и Генделем. В историю он вошел как театральный деятель, оказавший огромное влияние на Вернувшись в Москву, он сделал свой крепостной театр таким, что владельцы профессиональных театров жаловались, что Шереметев ради своей забавы отбивает у них зрителя. Странноприимный дом, архитектор Джакомо Кваренги. Странноприимный дом, архитектор Джакомо Кваренги. Источник: Wikimedia Commons Но театр для графа Шереметева был не забавой, а делом всей его жизни. Для графа Шереметева создание собственного театра стало главным делом жизни. Он поставил более ста пьес, не только французских и итальянских, но и русских. В театре он нашел свою судьбу, звезду своей труппы Прасковью Ковалёву, выступавшей под сценическим псевдонимом Жемчугова. Он даже сумел сделать невозможное, он женился на ней, хотя он был граф, а она — крепостная. Но счастье его было недолгим, Прасковья умерла вскоре, после рождения их сына. В память о ней Шереметев основал Странноприимный дом, где сейчас находится институт скорой помощи имени Склифосовского.
Сын Николая Шереметева и Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой Дмитрий не просто продолжил, но и развил дело отца. Он финансово поддерживал и Странноприимный дом, и учебные заведения, и конечно помогал художникам и музыкантам. Появилась даже поговорка «жить на шереметевский счёт». Традицию меценатства продолжили и внуки Николая Петровича, но эта традиция прервалась в 1917 году. Потомок Шереметевых закончил свои дни во Франции в приюте для неимущих и похоронен в общей могиле. Источник:«Дилетант»

Вернуться к каталогу материалов


Схемы и таблицы
""

Вернуться к каталогу материалов



Вернуться к каталогу материалов


Документы

Источник: ...

Вернуться к каталогу материалов


Видео аудиоматериалы


Великое посольство Петра" (телекомпания «Союз»)



Вернуться к каталогу материалов


Проверь себя!

Вернуться к каталогу материалов


Пойдем в музей!

Экспозиция "Русское искусство XVIII века" в Русском музее


Совершить виртуальный тур по Русскому музею

Вернуться к каталогу материалов


Поиск на Историк.RU
Пользовательский поиск

Если у вас есть вопросы и пожелания, напишите в комментариях !

Новости Историк.RU