Обществознание. 11 класс

(Перейти к каталогу уроков)

Пользовательский поиск

Экономическая культура


Каталог материалов


Презентации
Лекции и мнения

Презентации

Экономическая культура



Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!

Вернуться к каталогу материалов


Лекции

Понятие экономической культуры: её структура, элементы и функции

Экономическая культура общества – это комплекс ценностей и мотивов деятельности в области хозяйства, степень и качество знаний в области экономики, оценок и поступков человека, смысл традиций и норм, которые нужны для регулирования финансовых отношений и хозяйственного поведения.

Структура экономической культуры:
запас знаний (система экономических взглядов о процессах производства, обмена, распределения и пользования материальными благами) и практические навыки;
экономическое мышление (которое предоставляет возможность понимания сути экономических явлений и хозяйственных процессов, применения освоенных экономических понятий, возможность анализа определённых экономических ситуаций);
экономическое направление (потребности, ориентации, мотивы человеческой деятельности в области экономики);
методы организации хозяйственной деятельности;
нормы, стабилизирующие отношения и поступки человека (бережливость, организованность, хозяйственность и др.)
Функции экономической культуры:
адаптационная – приспосабливание норм, ценностей, стандартов поведения к трансформирующимся социально-экономическим обстоятельствам своей жизни;
познавательная – познание законов, способов и методов экономической деятельности;
нормативная – определение стандартов и правил поведения в экономической деятельности;
трансляционная – передача накопленного опыта экономической деятельности, соответствие её нормам и правилам поведения в экономике;
селекционная – обнаружение и выбор из унаследованных общественных ценностей, норм и эталонов поведения наиболее подходящих к изменившимся общественно-экономическим условиям, подходящих для финансовой деятельности в новейших условиях;
инновационная – выработка новейших, ранее не имевшихся ценностей и норм, примеров финансового поведения и общественно-экономических отношений;
целеполагающая – постановка целей экономической деятельности;
информационная – получение индивидом, социальной группой и обществом в целом достоверной экономической информации;
коммуникативная – передача, приём, осмысление информации, общение людей, их групп, общностей;
мотивационная – определение мотивов, побуждающих действовать в экономике;
мобилизующая – побуждение разных индивидов, групп, общественных организаций к конкретным целеустремлённым действиям, мобилизация их воли, разума, чувств, действий ради достижения поставленных общественных и экономических целей и разрешения последующих задач.
Элементы экономической культуры
Культура производства:
- повышение образовательного и профессионального мастерства работников;
- использование передовой техники и технологий;
- переход от экстенсивного к интенсивному способу хозяйствования;
- рациональное использование ресурсов на основе применения энергосберегающих технологий;
- улучшение облика производства;
- создание условий для комфортной работы;
- культура управления.
Культура потребления:
- повышение требований к качеству благ и услуг;
- рациональное использование благ;
- потребление не только материальных, но и духовных благ, выделение средств на занятия спортом, учёбу, отдых и др.
Экономический интерес – это мотивы экономической человеческой деятельности, стремление удовлетворить возрастающие материальные и духовные потребности. Ярким образцом экономического интереса считается решимость покупателя приобрести более высококачественный товар по адекватной цене, и готовность продавца реализовать этот товар. Ключевым регулятором экономических интересов членов социума выступает рыночный механизм, предоставляющий право на удовлетворение интереса одной стороны, не затмевая при этом интересов другой.


Классификация экономических интересов
- общественные – групповые – личные;
- национальные – региональные – ведомственные.
Задача общества – поиск способов разрешения противоречий, которые возникают между интересами в обществе.

Экономическая свобода состоит из свободы принятия экономических решений, свободы экономических действий.

Она проявляется в подборе форм собственности, в сфере применения собственных способностей и знаний, в методах распределения прибыли.

Экономическая свобода осуществляется на основе законодательных правительственных норм, она нераздельна от экономической ответственности. Такой вид свободы без регулирования прав собственности с помощью традиции, морали или закона превращается в хаос. При таком положении первенствующее значение приобретает право силы.

Ответственность – своеобразная общественная и морально-правовая позиция личности по отношению к социуму в целом и к остальным людям, которая характеризуется исполнением собственного нравственного долга и законных норм. Первоначально общественная ответственность была связана прежде всего с исполнением законов. Спустя время её непременным признаком стало предвидение будущего (формирование «завтрашнего потребителя», обеспечение экологической безопасности, общественной и политической стабильности, поднятие образовательного и культурного уровня).


Социальная ответственность участников экономической деятельности ныне безгранично увеличивается благодаря прорыву науки, техники и, в целом, НТП. Обострение экологических проблем привело к изменению позиции предпринимателей к окружающей среде.

Поиск на Историк.RU
Пользовательский поиск

Если у вас есть вопросы и пожелания, напишите в комментариях !

Новости Историк.RU