Как найти в Русском музее предметы народного художественного промысла "Гжель"


Совершить виртуальный тур по Русскому музею
Гжель — традиционный русский народный промысел, представляющий собой особый вид росписи керамических изделий. Название «Гжель» сегодня объединяет два с половиной десятка деревень, расположенных в полусотне километров к востоку от столицы. Первое упоминание о поселении Гжель относится к 1339 году. Район этот давно известен как место добычи разнообразных качественных глин. Некоторые виды глин по царскому указу доставляли возами в Москву для изготовления аптекарской посуды. Благодаря обилию сырья, деревня Гжель производила гончарную посуду, кирпич, гончарные трубы, печные изразцы и глиняные детские игрушки, в том числе и для Москвы. В 1800-х годах Павел Куликов нашёл состав белой фаянсовой массы, а затем научился производить изделия из фарфора, основав в Гжели первый завод по его производству. С него, собственно, и началась история Гжели, как центра по производству известного на всю страну Гжельского фарфора.

Задание 1. Как называется предмет, представленный на изображении 2? Как вы думаете почему у него такая форма? Используя посказки, совершите экскурсию по виртуальному туру Русского музея и определите местоположение этого предмета.

Задание 2. Посмотрите видеофрагмент №2 и ответьте на вопрос "Керамика с синим рисунком на белом фоне — это обязательно значит, Гжель?

Видеофрагмент № 1 ................................................................................................................... Видеофрагмент № 2


Задание 3. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Гжели поэт М.Г. Аверьянов посвятил такие стихи: «Русская жемчужина, нас чаруешь ты, синяя фантазия — море красоты!» (2)Сегодня гжелью называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры. (3)Но всё это — белоснежная керамика с синей росписью. (4)Всего два цвета используют мастера: белый и синий. (5)Сам гжельский промысел возник в подмосковном регионе неслучайно: в тех местах издавна жили искусные гончары. (6)А знаменитый русский учёный М.В. Ломоносов писал: «Едва ли есть земля самая чистая и без примесей.., какова у нас гжельская...» (7)Особенно славились гжельские кувшины: у них была необычная круглая форма с отверстием в центре, куда клали мешочек со льдом. (8)Как приятно в жаркий летний день отведать прохладный и вкусный квас! (По М.Б. Ахундовой )


Задание 4.Посмотрите видеофрагмент №1 и определите, верно ли утверждение "Цвета гжельской керамики: синий рисунок + белый фон"?

Пояснение к заданию 1
Это квасник. Сосуд, в котором хранили и подавали дрожжевой или фруктовый квас. С XIX века название «квасник» закрепилось в Москве за керамическим сосудом дисковидной формы с носиком, обширным горлом и изогнутой ручкой, в середине корпуса которого оставлено круглое полое отверстие для помещения льда, охлаждавшего содержимое.
Пояснение к заданию 2
Оказывается, нет. Фарфор был изобретен в Китае по разным источникам в диапазоне от 206 до 906 года нашей эры. А уже в эпоху Династии Мин (1368-1644 г.г.) в Китае производили фарфоровую посуду с синим рисунком на белом фоне. Другими словами, начиная с XIV века китайцы уже делали сине-белые художественные фарфоровые изделия в больших объёмах. Спрос на них только увеличивался, поскольку они очень полюбились европейцам несмотря на их дороговизну. Нет ничего удивительного в том, что в XVII веке в голландском городе Делфт (кстати, родине гениального живописца Вермеера Делфтского) стали массово производить местный Делфтский фарфор сине-белой гаммы. Местные художники не только подражали традиционным китайским приёмам декорирования фарфора. Они стали наносить изображения голландских пейзажей, цветов и картин на библейские темы. Качественными сине-белыми голландскими изразцами украшали печи в богатых российских домах. В свою очередь, в первой половине XVIII века на российском фаянсовом заводе, принадлежавшем А. Гребенщикову, в подражание уже делфтским мастерам, стали выпускать двухцветные сине-белые изделия. Именно они были и остаются визитной карточкой керамических изделий Гжели. Точно такое же сочетание цветов можно встретить на португальских керамических плитках или изразцах-«азуле́жу». Из таких сине-белых керамических «квадратиков» собирают огромные многофигурные панно, украшающие стены церквей и кафедральных соборов в городах Лиссабон и Порту. Изображения на португальских изразцах часто удивляют наивностью и неким примитивизмом. Здание ж/д вокзала в городе Порту, напротив, отличается высокохудожественными картинами на керамической плитке. Вообще говоря, сочетание синего и белого цветов можно встретить по всему миру. Оно кажется людям естественным и приятным, поскольку часто встречается в окружающей нас природе: синее небо и белые облака, синее море и белые чайки. По всему Средиземноморью можно встретить такую цветовую пару: белые стены домов и синие ставни и рамы окон.
Пояснение к заданию 3

16- прямая речь стоит после авторских слов

24- после обобщающего слова перед однородными членами

57- вторая часть указывает причину или основание того, о чём говорится в первой части

Пояснение к заданию 4
Не совсем так. Действительно, сочетание белого и синего, часто с плавными переходами, это классика гжельской керамики. Однако «фирменными» цветами гжельских художников являются также красный, лиловый, желтый, зеленый и коричневый. В последнее время в оформление сине-белых изделий стали добавлять «золотой» цвет. (Сразу вспоминается благородная кобальтовая сетка на тонкостенных сервизах Императорского фарфорового завода, использующая точно такое же сочетание цветов). Неожиданные «инверсные» цветовые вариации используются в современных изделиях Гжельского Фарфорового Завода. В некоторых моделях доминирующим цветом является тёмный, почти чёрно-синий, с незначительными вкраплениями белого.